Форум » ТрактирЪ » "Красное" искусство гражданской » Ответить

"Красное" искусство гражданской

мир: Напечатано в газете "Известия" Пермского губисполкома за 19 октября 1918 г. Кстати, в прошлом номере за 18 октября в газете была статья о деревенском спектакле в д.Кляпове Кунгурского уезда. Мне песня чем-то напомнила "Вставай, страна огромная", хотя вроде бы ничего общего.

Ответов - 68, стр: 1 2 3 4 All

мир: Стихи Николая Худякова, слушателя учительской семинарии Тотьмы, организатора Тотемского комсомола, добровольца РККА, посвящённые комсомольцам-товарищам, добровольцам РККА, погибшим на фронтах. http://www.booksite.ru/fulltext/zav/gor/odn/yaa/1.htm Памяти юного коммуниста Ты был герой. С врагом в борьбе За власть труда и за свободу, Забывши вовсе о себе Служил ты преданно народу. Идейный. Честный коммунист, Пошел ты в битву с верой твердой, И светел как хрусталь и чист, Погиб ты в жестокой схватке – гордый. Когда нас лютые враги Одеть хотели в цепи снова Своей ты грудью защитил Фундамент царствия иного. И пусть ты пал. Но будешь жить В сердцах друзей твоих вовеки И ты, и подвиг твой служить Примером будут человеку.

мир: Простите, но картинка потрясающая. Ещё раз простите. Взял здесь: http://rarita.ru/good_info.php?id=2301

мир: Попалась немного смешная и немного грустная история о том, как учитель-большевик из Осы Перфильев решил усроить в городке "созерцание будущего коммунизма". История живо воскресает в памяти картины фильма "Гори, гори, моя звезда". "Был у нас, как и во всех уездных городах, базар и множеством деревяных лавок и ларьков. Торговать было нечем и некому. Сиротливо выглядели пустые лавки. Глядя на них, Перфильев решил покончить с этими остатками торгового прошлого. Как же, ведь мы теперь будем идти вперед, к коммунизму, где будет распределение предметов по потребности, а поэтому зачем сохранять лавки, в которых купцы обвоовывали народ? Надо их уничтожить, чтобы окончательно вычеркнуть из сознания людей. Так излагал Перфильев мне свою мысль и издагал горячо. - Мы, - говорил он, - на их месте построим чудный парк, а пока что поставим арки, изобразим на них будущие дворцы социализма, пусть народ созерцает будущее. Для подкрепления своей идеи он добавил, что председатель исполкома Щекотуров одобрил это, так как ему нужен матерал: доски и кирпич для ремонта школы. - Прошу утверждение укома. Да надо еще организовать субботник. Подумал я и сам соблазнился. В самом деле, стоят эти лавки без пользы, а нам каждая доска нужна. Вышли в выходной день все коммунисты и комсомольцы на субботник и за два часа разломали все торговые лавки. Только столбы пыли поднялись в водухда кучи мусора остались на том месте.Дсоки, столбы, кирпич увозили для текущего ремонта школы. В следующий раз под руководством Перфильева соорудили из фанеры и досок триумфальные ворота, из картона слепили подобие римских колонн и наименовали это "предверием социализма". Перфильев мешков пустых где-то набрал. Сшили из них полотнища. Местный художник изобразил на них пятиэтажные здания, которые символизировали будущее социалистического строительства. Созвали митинг. Перфильев горячо и убедительно пытался объяснить, что это прообраз нашего недалекого будущего. Граждане слушали с удивлением, видимо, думали - вот, бедняга, как он старается, даже пот течет с него. Простояло это сооружение с неделю. Пришлочь его убрать, так как мучная пыль в мешках очень привлекала гуляющих коз: они жевали полотнища и оторвали огромный кусок символического здания. Свиньи, важно хрюкая, тоже бесцеремнно пролезали в "предверие". Сама по себе хорошая фантазия Перфильева потерпела конфуз. Теперь другое время. Новые гигантские города и здания не рисуются на мешках, а воздвигаются из железа и и бетона, существуют реально" У.И.Манохин. Разные годы. с.167-168.


мир: Н а с м е р т ь Ч а п а е в а (Мотив похоронного марша) Ты славно, в борьбе с палачами погиб, Не сдался врагу, побежденный... Ты сердцем народное горе постиг И будешь им ты отомщенный... Твой славный конец нас на битву зовет, Как звал нас твой голос могучий. И вечно бунтарский твой дух не умрет, С грохотом боя созвучный... Врагов ты могучей рукою разил, В бою не давал им пощады, За это ты кровью своей заплатил. Ликуют презренные гады... На свежей могиле титаана-бойца Мы кровью уьитых клянемся, Что будем бороться с врагом до конца, Умрем, но свободы добьемся. Борис Черный "Яицкая Правда", №137, 3 октября 1919 г. Уральск. Иностранная военная интервенция и гражданская война в Средней Азии и Казахстане. Т.2. М., 1964. С.145

Oigen Pl: мир пишет: Простите, но картинка потрясающая. Ещё раз простите. Эта открытка с репродукции картины Василия Васильевича Карева - художника, родившегося в Барнауле в 1886 году: "Родился художник в 1886 году в Барнауле в семье рабочего. Только в 1905 году ему удалось попасть в Казанскую художественную школу сразу в 3 класс После ее окончания он в 1908 году возвращается в родной город, но уже через год становится студентом училища живописи, ваяния и зодчества в Москве. Любимыми учителями молодого художника были Н.А. Касаткин, Ф.А. Малявин, С.В. Малютин. На томской выставке 1915 года, организованной Обществом художников сибиряков, им было показано более тридцати этюдов. Основной темой его творчества стал жанр пейзажа. В этот период он работал в манере, близкой Гуркину. После окончания учебы Карев возвращается в Барнаул и мечтает посвятить себя искусству. Однако события все изменили. Художник меняет кисть на винтовку и становится участником революционных битв на Алтае. Воспоминания о событиях тех лет в Сибири легли в основу его картины "Колчаковщина (Бегство белобандитов и интервентов из Сибири в 1919 году)". После гражданской войны он живет в Бийске. С начала 20-х годов - в Барнауле. Много внимания художник вместе с Курзиным уделяет организации первого художественного музея {в помещении церкви Св. Дмитрия Ростовского - О.Р.} и работе художественной школы. Некоторое время он был директором и преподавателем школы. Вскоре Карев переезжает в Москву. Здесь он становится членом АХРР (Ассоциации художников революционной России) и избирается секретарем Центрального правления АХРР, однако связи с родными местами не теряет. В 1927 году по указанию К.Е. Ворошилова художника, как бывшего участника войны на Алтае и члена АХРР, командируют в Барнаул. Здесь им был выполнен ряд работ по теме партизанского движения на Алтае. Среди них портреты партизан Блынского, Вавулина, Захарова. Особенно интересен портрет командира партизанского отряда Родиона Захарова, автора документальных рассказов периода гражданской войны "История чехословацкого восстания" и "Алтайские партизаны". События первых лет революции и гражданской войны еще долго питали творчество художника. Этой теме посвящены многие его картины - "Последняя лошадь", "Разведка", "Партизаны", "Каратели в деревне" и ряд других. Одной из лучших работ считается "Колчаковщина (Бегство белобандитов и интервентов из Сибири, 1919 год)". Большому сибирскому пути, как назывался в те годы маршрут колчаковцев и преследующих их отрядов Красной Армии, посвящена эта работа нашего земляка. Картина "Колчаковщина" была высоко оценена современниками и отправлена на выставку за границу. Сначала она экспонировалась в Венеции, где впервые показывались произведения художников молодой республики, затем в Кельне. В немецком журнале была помещена статья по поводу этой картины и в цвете репродуцировалось само произведение. Впоследствии картина стала собственностью Государственной Третьяковской галереи. " - "Изобразительное искусство Алтая". - Барнаул, 1977.

Oigen Pl: Шегаль Григорий Михайлович. "Расстрел колчаковцами железнодорожников в Кизеле в 1919 году". 1935

Oigen Pl: Картина еще одного художника, жившего в Барнауле - Авилов Михаил Иванович. "Разоружение частей Колчаковской армии". 1926 (Центральный музей Вооруженных Сил):

белый: Сейчас в галерее Союза художников Алтая проходит выставка портретов. Много картин, но одна вываливается из круга. Некто Марченко нарисовал групповой портрет выдающихся революционных деятелей Барнаула. И на переднем плане Устинович. Знали бы организаторы, что закончил свою жизнь это деятель, как насильник и убийца. И причем смерь принял от красных. Такая вот загогулина.

Oigen Pl: Это где расхристанный Сулим что-то кричит, подняв винтовку над головой? Картина Валерия Петровича Марченко написана давно (в советское время), когда еще почти никто и не знал ничего про конец Устиновича, тем более художники.

Oigen Pl: Статья об авторе песни "По долинам и по взорьям..." - http://magazines.russ.ru/sib/2007/12/mu9-pr.html Несколько "но": 1) Повторен привычный сумбур и легенды с воинскими званиями и должностями П.С. Парфенова (и в РИА, и в колчаковской армии, и у "Советов"); 2) Краковецкий упорно назван почему-то "КрОковецким"; 3) автор статьи тогда (в 2007 г.) еще не знал о том, что в год смерти П.С. Парфенова его песню стали петь и на испанском языке - http://www.youtube.com/embed/u2Guwmapnh8 4) теперь на тот же мотив есть песня про Махно - у французских анархистов - http://www.youtube.com/embed/E75KdVBcfoc

Новоалтаец: Когда-то давно встречал в какой-то книжке черно-белую репродукцию картины, где был запечатлен отряд Петра Сухова в горах. Не помню ни название, ни тем более автора. Кто-нибудь знает такую картину?

Oigen Pl: Новоалтаец пишет: Когда-то давно встречал в какой-то книжке черно-белую репродукцию картины, где был запечатлен отряд Петра Сухова в горах. Не помню ни название, ни тем более автора. Кто-нибудь знает такую картину? Автор, наверное, Н.И. Чевалков. О нем подробно написано здесь - http://www.pdmuratov.org/dialog_s_tschewalkowym/dialog_s_tschewalkowym.html Иллюстрация с другой его картины есть в хрестоматии "Революционные события и гражданская война в Алтайской губернии. 1917-1922", Барнаул, 2001.

Oigen Pl:

Oigen Pl: Oigen Pl пишет: Статья об авторе песни "По долинам и по взорьям..." - http://magazines.russ.ru/sib/2007/12/mu9-pr.html Несколько "но": 1) Повторен привычный сумбур и легенды с воинскими званиями и должностями П.С. Парфенова (и в РИА, и в колчаковской армии, и у "Советов"); 2) Краковецкий упорно назван почему-то "КрОковецким"; 3) автор статьи тогда (в 2007 г.) еще не знал о том, что в год смерти П.С. Парфенова его песню стали петь и на испанском языке - http://www.youtube.com/embed/u2Guwmapnh8 4) теперь на тот же мотив есть песня про Махно - у французских анархистов - http://www.youtube.com/embed/E75KdVBcfoc Сс. 82-93 из книги Коробченко М.С. "Партизанские были", Барнаул, 1979: Уточнения: 1) "В 1943 году не стало П.С. Парфенова," - его не стало раньше, 29 июля 1937 года: Парфенов Петр Семенович Родился 29.07.1894, с.Никольское Белебейского уезда Уфимской губ.; русский; образование среднее; член ВКП(б); поэт, беллетрист, член Союза советских писателей. Арестован 20.10.1935 г. Содержался в Бутырской тюрьме. Проживал: Москва, Нащокинский пер., д.5, кв.9.. Приговорен: ВКВС СССР 29 июля 1937 г., обв.: организации к.-р. террористической группы и в связи с контрреволюционерами. Расстрелян 29 июля 1937 г. Место захоронения - Москва, Донское кладбище. Реабилитирован 12 мая 1956 г. ВКВС СССР. Источник: Москва, расстрельные списки - Донской крематорий - http://lists.memo.ru/d25/f475.htm 2) "...отпечатанная нелегально на полковом шапирографе прапорщиком Иваном Савиновым (бывший учитель)...(с. 82) Из попавших в облаву только двое знали истинную причину сегодняшнего налета белогвардейских ищеек. Одни из них - бывший учитель прапорщик Савинов (с. 83)...О дальнейшей судьбе...а также прапорщика Савинова, к сожалению, ничего не известно (с. 92)" barnaulets пишет - в теме 3-й Барнаульский стрелковый полк (продолжение): Савинов Иван Прапорщик Убит в бою. Произведен в подпоручики (Пр. 1-й Сибирской армии № 155, 28.10.1919 г.), поручики (Пр. 1-й Сибирской армии № 156, 29.10.1919 г.). *** Для сравнения - "Марш сибирских стрелков" - http://www.youtube.com/watch?v=LwWRyShH2nQ "Исследователь отечественной песенной истории Юрий Бирюков выявил первоисточники и «Партизанской песни». В 1915 году издательством «Улей» был выпущен сборник стихов В.А. Гиляровского «Год войны. Думы и песни». Да, того самого знаменитого репортера «дяди Гиляя». В 1916 году сборник Гиляровского был переиздан под новым названием «Грозный год». Одно из этих стихотворений «Из тайги, тайги далекой» стало песней, которую запели в русской армии. Песня получила подзаголовок «Сибирские стрелки в 1914 году», то есть в год начала первой мировой войны. Приведем песню Гиляровского полностью: Из тайги, тайги дремучей, От Амура, от реки, Молчаливо, грозной тучей Шли на бой сибиряки. Их сурово воспитала Молчаливая тайга, Бури грозные Байкала И сибирские снега. Ни усталости, ни страха; Бьются ночь и бьются день, Только серая папаха Лихо сбита набекрень. Эх, Сибирь, страна родная, За тебя ль мы постоим, Волнам Рейна и Дуная Твой привет передадим! (снова вполголоса 1-я строфа)." - http://seapi.msun.ru/Vector/www/Krivsh/Kn_o_p/Pisateli.html#ПАРФЕНОВ Петр

barnaulets: Вряд ли это тот Савинов.

Oigen Pl: barnaulets пишет: Вряд ли это тот Савинов. Парфенов тоже тогда был еще не совсем "тот" - он был эсером (хотя всегда писали, что он "большевик с 1917 г.")*. Почему бы не мог помочь с печатанием офицеру-подпольщику-эсеру другой офицер, видя в тылу безобразия? Предположили ведь в другом случае, что Ф.Л. Скворцов в янв. 1919 за "длинный язык" на собеседовании с батюшкой попал в контрразведку, а потом на фронт... *В советское время историки Плотникова и Стишов постоянно "пинали" Парфенова не меньше ежовских следователей: "за методологические и фактические ошибки в освещении большевистского подполья и партизанского движения в Сибири, поверхностность суждений о причинах перехода эсеров к вооруженной борьбе с большевистской властью, принижении их ответственности за белый террор".

мир: Интересная история, спасибо.

Oigen Pl: "Первооснова" еще одной легендарной песни гражданской войны: За рекой Ляохэ загорались огни, Грозно пушки в ночи грохотали, Сотни храбрых орлов Из казачьих полков На Инкоу в набег поскакали. Пробиралися там день и ночь казаки, Одолели и горы, и степи. Вдруг вдали, у реки, Засверкали штыки, Это были японские цепи. И без страха отряд поскакал на врага, На кровавую страшную битву, И урядник из рук Пику выронил вдруг... Удалецкое сердце пробито. Он упал под копыта в атаке лихой, Кровью снег заливая горячей. Ты конек вороной, Передай, дорогой, Пусть не ждет понапрасну казачка. За рекой Ляохэ угасали огни. Там Инкоу в ночи догорало. Из набега назад Возвратился отряд, Только в нем казаков было мало… Песня была посвящена погибшим под Инкоу в декабре 1904 года 408 казакам из отряда генерала Мищенко... Из Википедии: Кооль Николай Мартынович (1902, Лифляндская губерния - 1974) — поэт, автор слов песни «Там, вдали за рекой…». Родился в Лифляндской губернии. Окончил совпартшколу; учился на заочных отделениях МГУ, Института красной профессуры, МГПИ им. В. И. Ленина. Участник Гражданской и Великой Отечественной войн. Один из организаторов комсомола в городах Белгороде, Курске; боец ЧОН (1920—1924). Служил в РККА, ОГПУ (с 1924). Затем редактор Научного отдела Государственного издательства РСФСР (1930); находился на преподавательской работе на Дальнем Востоке (1930-е), затем в Москве (с 1938). В дальнейшем преподаватель Всесоюзного заочного финансово-кредитного техникума (1948 — 1960-е).

мир: Я встречал эту версию и разбор, согласно которому версич о "казачьей первооснове - миф. Тем более, что автор песни Н.Кооль никогда с русско-японскими событиями не соприкасался. http://alwin.livejournal.com/213964.html

мир: В сборнике иркутской брошюры "За советскую социалистическую Сибирь", помню, была большая красивая статья о сибирским искусстве красных в 1917-1920. Там и про художников из военнопленых было и вообще много подобного...



полная версия страницы