Форум » Сибирь до мая 1918 » Церковь при "первой" советской власти » Ответить

Церковь при "первой" советской власти

Новоалтаец: Вот как описывается положение церкви в Барнауле при большевиках весной 1918 года: "В прошлом, 1918 году, в эти же дни все мы были в невыносимо-напряженном настроении. Покровский храм в дни страстной седмицы 1918 года был во время богослужения обстрелян безбожниками, крестный ход в Вербное Воскресенье был запрещен; два ревностных проповедника из нашего духовенства были заключены в тюрьму; чтимую икону Великомученика Пантелеймона разрешено было унести в село Павловское без звона, крестного хода и богомольцев, рано утром, а всему населению Барнаула запрещено было открывать окна, зажигать в домах огни и выходить на улицу. Даже службу в храмах в двунадесятый праздник Воскресения Господня пришлось совершать без звона. Ночью большевики пугали барнаульцев стрельбой по улицам из автоматов". (Газета "К свету", 18 мая 1919 г.) Об этом вскользь упоминает и Е.К. Сурнова: "Что было тогда в партийном комитете, я, как человек новый, никого из барнаульцев не знала. Только знала одного Федю Ильиных, который был подпоручиком. Он ввел меня в партийный комитет и присоединил меня к женской бригаде. В этой бригаде (был такой бабком) была Нина Третьякова, Алексеева Эмилия и Фрида Андрей. Из партийного комитета был Присягин, Цаплин, Казаков, и немного помню по первомайскому празднику Устинова. И потом эта церковь, которая звонила на Бийской улице, которая провокационно выступила 1-го мая – стреляли в икону, а говорили, что стреляли большевики". (ГАНО, ф. П-5, оп. 2, д. 916) Может быть, у кого-нибудь есть более подробная информация - в частности, об этом конкретном "инциденте" с обстрелянной иконой во время первомайской демонстрации?

Ответов - 10

Новоалтаец: 2 февраля 1918 года в Барнауле прекращена выдача средств на содержание церквей и совершение церковных богослужений, а с 1 марта - священнослужителям и законоучителям.

самарец: Новоалтаец пишет: Ночью большевики пугали барнаульцев стрельбой по улицам из автоматов".

Новоалтаец: Я тоже долго репу чесал, но так и не понял, чего тут имеется в виду...

barnaulets: Может, ручные пулеметы?

Oigen Pl: В теме "Жизнь обывателей..." приводил цитату со сравнением отношений к чувствам верующих при двух властях из других газет. Можно и здесь повторить: OigenP пишет: По сообщению «Свободной речи» (Семипалатинск, 1918, 26 (13) ноября), «по деревням, местами, сожжены были все кресты на кладбищах и порублены на дрова растущие там деревья. У нас тоже кладбище пострадало. Медные иконы оказались повыломанными, повыломаны также части крестов, припаянные свинцом или оловом». «Новое слово» (Семипалатинск, 1919, 27 марта): «Идет четвертая, крестопоклонная неделя Великого поста, особенно почитаемая верующими. Обычно на этой неделе увеселения прекращались. Что же теперь мы видим? Кинематограф и цирк работают исправно. В газетах помещаются анонсы о разных раздирательных драмах, разыгрываемых в кино. Даже большевики в прошлом году, в момент захвата власти в Семипалатинске, щадили религиозное чувство народа: на четвертой неделе Великого поста кинематограф был закрыт. Теперь же духу корыстолюбия и безразборчивого стяжания предоставлена полная свобода». http://siberia.forum24.ru/?1-15-0-00000015-000-0-0

Oigen Pl: Может и не по теме, но это фото 1917-го или 1918-го? С одной стороны, вроде бы обилие людей в форме указывает на 1917-й, но стали бы тогда вешать растяжку с лозунгом на церковь?

ГончаровЮ.И.: Это 1 мая 1917г. фотограф Власов.

Oigen Pl: ГончаровЮ.И. пишет: Это 1 мая 1917г. фотограф Власов. Спасибо за уточнение, уважаемый Юрий Иванович! А что написали на той растяжке на соборе? Нет ли с большим разрешением этого фото?

Хмурый: barnaulets пишет: Может, ручные пулеметы? Руч. пулемет Шоша называли авторужьем. Почему бы автоматическое ружье не назвать коротко автоматом.

ГончаровЮ.И.: Oigen Pl Было отсканированное с подлинника, но боюсь что погибло.Посмотрю.



полная версия страницы