Форум » Сибирь до мая 1918 » Ачинский конно-партизанский отряд » Ответить

Ачинский конно-партизанский отряд

Штабс-капитан: Кое, что о белых партизанах В Красноярске оказался офицер 14-го Ямбургского уланского полка штабс-ротмистр Эрвин Фрейберг. Молодой офицер монархических убеждений не стал прятаться по явочным квартирам или пытаться устроиться на гражданке. Эрвин сколотил отряд из оказавшихся в Красноярске офицеров, учащихся Иркутского кадетского корпуса, местных студентов и гимназистов. Отряд насчитывал 78 человек. Помощником Фрейбурга был штабс-ротмистр Попандопуло. Боевым крещением белых партизан стало 3 марта. Согласно эмигрантским источникам в этот день они захватили большое количество оружия, амуниции и лошадей. Согласно сводке губисполкома в этот день в окрестностях Красноярска произошло одно боевое столкновение. «Бандиты» напали на склады в Николаевской слободе. В перестрелке погибли 2 красногвардейца и 3 женщины, случайно попавшие под пулеметный огонь одной из сторон. Фрейбург считал свой отряд продолжением его родного уланского полка. Впоследствии, в память о событиях 3 марта был изготовлен крест. Его основой послужил полковой знак ямбургских улан. Вместо императорского вензеля на белом мальтийском кресте терновы й венец с мечом и дата «3 марта 1918». В дальнейшем этот знак вручался чинам отряда за мужество в боях. В эти дни из Красноярска вышел обоз Сафьянова. Он направлялся в Урянхай, где красные накапливали силы, чтобы разбить стоящую в Белоцарске сотню забайкальских казаков. Но неподалеку от Красноярска обоз подвергся нападениям и лишился массы припасов. Уже 14 марта Сафьянов вновь оказался в Красноярске, где началось новое формирование урянхайского обоза. По всей видимости, Сафьянов стал жертвой серии налетов бойцов Фрейбурга. Именно в эти дни белые полностью обеспечили себя лошадьми и оружием. После первых успехов под Красноярском Эрвин Фрейберг двинулся в сторону Ачинска. С этого времени его отряд получил название Ачинского конно-партизанского.

Ответов - 154, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Елисеенко Алексей: ВВ, 2 августа 1918 года.

Самарец: Извините, что вмешиваюсь, но АКПО по взятии Иркутска белыми был переименован в эскадрон, а осенью 1918 года развёрнут в дивизион и придан Красноуфимской партизанской бригаде Рычагова. Поэтому я абсолютно согласен с Perseus.

адъютант: Самарец пишет: АКПО по взятии Иркутска белыми был переименован в эскадрон Извините, что и я вмешиваюсь. Что Вы имели в виду ("после взятия Иркутска белыми")? По МОИМ сведениям, хронология приказов начальника Ачинского гарнизона, касающихся АКПО, следующая: ====================================== Из приказа №1 от 24 августа1918 : ……………………………………………………………………… «Конно-партизанский отряд добровольцев прикомандировывается мной к Ачинскому Запасному Полку впредь до распоряжения Штаба Округа». =========================================== Из приказа № 72 от 7 сентября 1918: ………………………………………………………….. § 2 Объявляю для сведения копию телеграммы врем. испол. должн. Начальника Штаба Округа Генерал-Майора Афанасьева за № 484. Копия «Ачинский Конно-Партизанский Отряд приказом Округа от 28 Августа за № 272 переименован в АЧИНСКИЙ ЭСКАДРОН и включен в состав войск Округа. Окружным Управлением указано оказать этому эскадрону полное содействие вооружении, обмундировании, довольствии 484. Вринаоштаб Генмайор АФАНАСЬЕВ» ====================================== Вопросы: Здесь что-то не так? У Вас есть другие сведения?

адъютант: В книге М.В. Музалевский "От Иртыша до Байкала" на стр. 7 сказано, что "Под Кемчугом... погибли оба полка Отдельной Красноуфимскй партизанской бригады 2-й армии во главе с командиром ген.-майором Рычаговым". В сноске указано, что "в Забайкалье вышли лишь Ачинский конный и Красноуфимский артиллерийский дивизионы." Подскажите, уважаемые форумчане, "Ачинский конный дивизион" - это бывший Ачинский конно-партизанский отряд, переименованный 7 сентября 1918 г. в Ачинский эскадрон? Если нет, почему "Ачинский"? Спасибо за помощь.

Самарец: Подскажите, уважаемые форумчане, "Ачинский конный дивизион" - это бывший Ачинский конно-партизанский отряд, переименованный 7 сентября 1918 г. в Ачинский эскадрон? Да, уважаемый адъютант. Ачинский конный дивизион Отдельной Красноуфимской стр. бригады - это бывший Ачинский конно-партизанский отряд, а затем эскадрон. Скорее всего сохранился только кадр дивизиона. поэтому о его деятельности в 1920 году нигде не упоминается ( по крайней мере я нигде не нашёл ). Хотя упоминается, что дивизион входил в состав Иркутской стрелковой дивизии. По выходе в Приморье в 1921 году на базе кадра начато новое формирование дивизиона - численность достигла 180 человек ( из них шашек - ?). Но по неизвестной мне причине формирование закончено не было и весь личный состав был переведён в формируемый Сводно-Сибирский кавалерийский полк. А по поводу более раннего сообщения об АКПО напишу через несколько дней, так как под рукой нет необходимых материалов.

Самарец: адъютант пишет: Здесь что-то не так? У Вас есть другие сведения? Основой для моих суждений являются: 1. Воспоминания поручика Тимофеева, служившего в данной части. Он утверждает, что АКПО под Красноярском вошёл в состав Средне-Сибирского корпуса и дошёл с ним до Байкала. А переименование в эскадрон произошло в Иркутске согласно приказа Эллерц-Усова. 2. Если не изменяет память, то у г-на Новикова в его книге "Гражданская война в Восточной Сибири" тоже есть подобная информация. Что касаемо нахождения эскадрона в Ачинске в указанный вами период, то у меня имеются только предположения, которые при желании я могу изложить.

Штабс-капитан: Самарец пишет: Если не изменяет память, то у г-на Новикова в его книге "Гражданская война в Восточной Сибири" тоже есть подобная информация. У Павла все тот-же источник - Тимофеев в "Часовом". Самарец пишет: Что касаемо нахождения эскадрона в Ачинске в указанный вами период, то у меня имеются только предположения, которые при желании я могу изложить. Очень интересно

Самарец: Итак, по выходе белых к Байкалу АКПО входил в состав Средне-Сибирского корпуса. Тимофеев в своих воспоминаниях указывает, что часть личного состава эскадрона - кадеты и т.д. поступили в Иркутское военное училище, а так как указанная категория состовляла значительную часть эскадрона, то с учётом боевых потерь численность эскадрона значительно уменьшилась. Необходимо было срочное пополнение, а так как кавалерийских частей в Сибири за исключением казаков до Великой войны не было, то это стало проблемой. Кадр эскадрона был переброшен в Ачинск - место своего первоначального формирования. Тем более, что командование планировало сформировать кавалерийскую дивизию, куда Ачинский эскадрон должен был войти.Однако формирование затянулось. К тому же из-за осложнения обстановки на фронте эскадрон был переброшен на театр военных действий (количество добровольцев вступивших в эскадрон мне неизвестна). Там он вошёл в состав Красноуфимской партизанской бригады, где развернулся в дивизион.

Мародер: Вот, что интересно. Почему командир отряда сделал такую незавидную карьеру после 1918?

Migail: По поводу Ачинского дивизиона. газета Иркутский стрелок. 1919. Издатель – штаб Сводного корпуса генерала Гривина. Редактор – подпоручик Суслов. Выходит два раза в неделю. Штаб корпуса располагался в г. Красноуфимске. 25 апреля. Ачитский кавалерийский дивизион приносит благодарность Ачитской и Кленовской волости за пасхальные подарки. Штабс-капитан Козминых. В альманахе "Белая Гвардия" №5 Вы найдете Ачитский конный дивизион. Село Ачит недалеко от г. Красноуфимска. Там в августе 1918 года коестьяне этой волости подняли восстание против большевиков. При ликвидации восстания мятежники не были разгромлены, а отступили, организовав впоследствии Красноуфимский батальон и кавалерийский дивизион. Генерал Гривин был опытный начальник, поэтому он вряд-ли отправил бы Ачинский дивизион в Красноуфимскую бригаду, а не оставил бы в своем подчинении. Красноуфимскую бригаду в любой момент могли передать в другой корпус. Пока еще нет ни одной информации, что Ачинский дивизион воевал на Пермском фронте, кроме упомянутой белой гвардии, в которой столько ошибок, что спутать т с н проще простого. С уважением Михаил.

Самарец: Кстати, в моём последнем сообщении было две ошибки. Первая - часть личного состава перешла в Читинское военное училище, а не в Иркутское. Вторая - эскадрон был переброшен в Ачинск - место своего соединения с частями Средне-Сибирского корпуса, а не своего первоначального формирования.

Елисеенко Алексей: Забавно, что некий А.Фрейберг был командиров 1 полка латышской красной дивизии.

vahtmister-ekv: Господа! В начале 90годов я имел беседу с одним из жителей Ачинска... Данный господин утверждал,что согласно данным Ачинского архива АКПО действовал на территории Ачинского уезда. И еще,-якобы том же архиве можно найти рапорта командира полка ЧОН Голикова А.П. на имя пред. убкома в отношении Соловьева. В начале 90 я не смог получить туда доступ. Но судя по рассказам архив стоящий... Странно что до сих пор не кто не залез туда...

Штабс-капитан: vahtmister-ekv пишет: Странно что до сих пор не кто не залез туда... Были там. Месяц назад. Очень бедно.

Алексей Елисеенко:

Адъютант: Потрясающая информация !!! Это звено, которое позволяет нам выйти на след автора хрестоматийной статьи об АКПО в журнале "Часовой", а доброволец Тимофеев, упомянутый в объявлении, - сын личного почетного гражданина, бывшего начальника Красноярской добровольной пожарной дружины... Могу я узнать, в КАКОЙ газете и КОГДА было опубликовано объявление? Если удобнее - можно сообщить через личку... С нетерпением жду. Заранее БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!

Адъютант: Уважаемые коллеги! Позвольте сначала небольшое лирическое отступление в виде призыва, опубликованного в газете "Воля Сибири" (№19, 1918. С.3., т.е. тремя днями раньше, чем объявление о записи в Ачинский партизанский отряд!), который привожу полностью: " Призыв местной организации с.р. к записи в партизанский отряд. Граждане и товарищи! Борьба за народовластие далеко еще не окончена, много еще предстоит потратить сил истинным защитникам его, и будет преступно с нашей стороны, если мы не разделим с ними трудности этой работы, не поможем им настолько, насколько это в наших силах, насколько позволяют нам различные обстоятельства. По постановлению Енис. Губернского и Краснояр. Городского комитетов партии соц.-рев., а также общего собрания группы с разрешения начальника Красноярского Гарнизона, комитетом п. с.р. организуется партизанский отряд из членов партии и сочувствующих. Мы призываем всех, кто готов защищать идею народовластия не только на словах, но и на деле с оружием в руках, кто желает закрепить демократический строй и порядок, вступить в наш партизанский отряд. Все, кто сможет уделять хотя бы часть дня, кто может держать винтовку в руках или желает обучиться военному искусству, все, кто желает помочь защитникам народовластия, кто хочет приблизить созыв Учредительного Собрания, записывайтесь в наш партизанский отряд. Мы уверены, что наш партизанский отряд, спаянный великой идеей народовластия, состоящий из людей убежденных и связанных общим учением, действующий в согласии с регулярными войсками Временного Сибирского Правительства, освобождающими нашу родину и пробивающими дорогу Учредительному Собранию, будет кусочком цемента, скрепляющим фундамент для великого и светлого здания народовластия. Граждане, товарищи! Мы зовем вас в наши ряды! Условия вступления в партизанский отряд можно узнать в клубе партии соц. рев. (Большая ул. быв. клуб 15 Зап. Сиб. полка ежедневно от 4 до 9 вечера). Заведующий военным отделом Красноярского городского комитета партии соц. рев. Юрий Щеглов. Уполномоченный по формированию отрядов Александр Леваков" (конец цитаты) Внимание! Теперь мои глупые вопросы. Объясните, пожалуйста, коллеги: 1. Почему в обоих случаях (см. выше фото объявления, выложенного А. Елисеенко) формируются ПАРТИЗАНСКИЕ отряды? Почему добровольцам предлагают идти не в регулярную армию, а в эти партизанские отряды? 2. Статус партизанского отряда предполагал независимость от регулярной армии и полную автономию, включая все виды довольствия? Только "административную" автономию? 3. Насколько я знаю, размер довольствия у ДОБРОВОЛЬЦА был выше, чем у того, кто был призван по мобилизации. Так? А какие были еще условия поступления в отряд? Доброволец должен был прибыть на своем коне? Кто-нибудь встречал условия поступления в какой-нибудь партизанский отряд? 4. Статус партизанского отряда предполагал, что главная функция отряда - конная разведка на территории, занятой противником? 5. Каждому военному району - свой партизанский отряд или даже отряды?! Заранее благодарю за разъяснения и подсказки.

Штабс-капитан: Адъютант пишет: Статус партизанского отряда предполагал независимость от регулярной армии и полную автономию, включая все виды довольствия? Адъютант пишет: Почему добровольцам предлагают идти не в регулярную армию, а в эти партизанские отряды? На фронтах Мировой войны название "партизанский" носило несколько иной смысл, чем сейчас. Это своего рода сборные отряды для развед. и диверс. действий. Отсюда и определенная автономия при принятии решений. В Гражданскую формирование "партизанских" отрядов было двояким - реально партизанские отряды, изначально создаваемые в тылы врага для настоящих партизанских действий (АКПО, отряды Красильникова, Анненкова и тд) и партизанские отряды создаваемые на своей территории (в большинстве это партийные эсеровские попытки создать собственные отряды, слабозависимые от армии). Второе объявление это и есть такая попытка создать партотряд. А название дать фронтовой традиции. Объявление АКПО характерно для ГВ, когда добровольцев призывали вступить в конкретное подразделение/часть, а не армию в целом. Адъютант пишет: размер довольствия у ДОБРОВОЛЬЦА был выше, чем у того, кто был призван по мобилизации. Так? да Адъютант пишет: Доброволец должен был прибыть на своем коне? Это касается казаков. Адъютант пишет: Статус партизанского отряда предполагал, что главная функция отряда - конная разведка на территории, занятой противником? Не обязательно. Собственно и статуса как такового не было. Было красивое название "партизанский" Адъютант пишет: Каждому военному району - свой партизанский отряд или даже отряды?! Нет

Алексей Елисеенко: Штабс-капитан пишет: (в большинстве это партийные эсеровские попытки создать собственные отряды, слабозависимые от армии). В этот период реально в Сибири был создан один отряд - Томский студенческий батальон. Красноярск он прошел 24 июня. Позже по моему личный состав был влит в томские полки.

Адъютант: Спасибо штабс-капитану и Алексею Елисеенко за разъяснение. Теперь буду знать.



полная версия страницы